Ежегодный доклад Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова «О результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2018 году»

«Уважаемый Алексей Михайлович! Уважаемые депутаты Государственного Совета, члены Правительства и приглашенные!

В соответствии со статьей 47 Конституции Удмуртской Республики представляю отчет о результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2018 году.

В настоящее время мы находимся в активной фазе самого важного для республики процесса – реализации национальных проектов, о которых я подробно говорил в декабре 2018 года. Акцент, в первую очередь, на проектах экономического блока: “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”, “Международная кооперация и экспорт”, “Производительность труда и поддержка занятости”. Наша миссия: создание в республике самодостаточной и стабильной экономики, формирование благоприятной среды для роста и акселерации бизнеса, для притока прямых инвестиций в регион.

 Объясню почему. Развитие экономики и процветание бизнеса в регионе – это рост налоговых и неналоговых доходов бюджета. От этого напрямую зависит уровень жизни граждан и выполнение социальных обязательств перед людьми. А значит, у нас будет достаточно ресурсов для создания в городах и районах современной и качественной инфраструктуры. Для того, чтобы выполнить социальные обязательства завтра, нужно создать поддержку предпринимателям и помочь экономике сегодня!

Также немало будет сказано и о поручениях Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, которые он озвучил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию в феврале этого года. Большая их часть направлена на положительные изменения в социальной сфере уже в этом году.

Минувший год был ознаменован для Правительства и жителей Удмуртии началом открытого и конструктивного диалога. Возможно, впервые за длительное время у людей сформировалось понимание того, что функционал власти — это, в том числе, решение проблем и проработка запросов населения. Говорил об этом год назад и напоминаю: основа нашей с Вами работы – это открытость и готовность услышать запросы граждан. Важно выстраивать взаимодействие с общественными объединениями, Общественной палатой, Общероссийским народным фронтом, профсоюзами и повышать качество работы с обращениями граждан. Наша задача – систематизировать работу и обеспечить быстрое реагирование на каждый запрос гражданина. Для этого мы создадим единую платформу по работе с обращениями и инициативами граждан.

ФИНАНСЫ

Продолжим итогами работы финансового блока

Перейдем к итогам работы Правительства в 2018 г. Традиционно начну с результатов работы финансового блока.

**

Доходы консолидированного бюджета в 2018 году, в целом, составили 85 млрд 441 млн рублей, что на 6 млрд 935 млн руб. больше по сравнению с 2017 годом (справочно: прирост за 2017 г. составил 4 млрд 942 млн руб., за 2016 г. – 6 млрд 632 млн руб.).

Налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики поступило 67 млрд 137 млн рублей, что на 4 млрд 13 млн руб. больше по сравнению с 2017 годом (справочно: Прирост за 2017 г. составил 1 млрд 352 млн руб., за 2016 г. – 8 млрд 152 млн руб.).

 

Стабильно продолжают расти налоговые поступления, в 2018 году с территории республики собрано 218 млрд 340 млн руб. налоговых доходов, прирост составил целых 50 млрд руб. по сравнению с 2017 годом (справочно: в 2017 году прирост был 28 млрд руб., в 2016 г. – всего 2 млрд 700 млн руб.).

Сумма налоговых доходов, зачисленных в консолидированный бюджет Удмуртии в 2018 г. составила 60 млрд 949 млн руб, что на 3 млрд 858 млн руб. больше уровня 2017 г. (справочно: в 2017 году прирост составил 2 млрд 400 млн руб., в 2016 г. – 7 млрд 300 млн руб.).

 Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2018 году составили 18 млрд 287 млн рублей, что на 3 млрд 919 млн рублей больше запланированного объема средств на 2018 г. и на 3 млрд 120 млн рублей больше по сравнению с уровнем 2017 г. (справочно: В 2017 году прирост составил 3 млрд 810 млн руб., а в 2016 г. было падение на 1 млрд 114 млн руб.).

В 2019 году ожидаем уже 19 млрд 590 млн рублей, из которых 6 млрд 450 млн рублей – из федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Помимо этого, 5 млрд 850 млн рублей Удмуртия получит из государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (средства: ФФОМС, ФСС РФ, Пенсионный Фонд России) и иных внебюджетных источников. 

В региональном бюджете на выполнение мероприятий национальных проектов предусмотрено 3 млрд 450 млн рублей.

Таким образом, бюджет на реализацию национальных проектов в Удмуртской Республике составит в 2019 г. – 15 млрд 750 млн рублей.

**

Расходы бюджета составили по итогам 2018 г. 83 млрд 726 млн рублей, что на 5 млрд 409 млн больше уровня 2017 года. При этом, доля социальных расходов в бюджете выросла и составила 73%, в 2017 году этот же показатель был равен 69% (справочно: в 2016 г. – 67%).

Существенно, на 5 млрд 128 млн руб., вырос фонд оплаты труда работников бюджетной сферы и составил 37 млрд 500 млн рублей в 2018 году. Для сравнения, прирост за 2017 год составил 1 млрд 536 млн руб.

 **

Государственный долг на 1 января 2019 года составил 47 млрд 14 млн рублей. За год нам удалось сократить госдолг на 1 млрд 926 млн рублей. В перспективе к 1 января 2020 года сократить госдолг республики еще на 971 млн рублей, до 46 млрд 43 млн рублей.

 При этом расходы на обслуживание госдолга составили в 2018 г. 2 млрд 269 млн рублей, что на 1 млрд 46 млн руб. меньше уровня 2017 г. Значительная экономия на обслуживании госдолга достигнута за счет досрочного погашения и рефинансирования кредитов под более низкую процентную ставку с 9,2% до 7,66%. Кроме того, добиться экономии удалось благодаря использованию краткосрочных бюджетных кредитов федерального казначейства и замещению “дорогих” банковских кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Главная задача на 2019 год обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртии к уровню 2018 года не ниже уровня инфляции. Выполнение этого условия позволит нам перейти с 7-летнего графика погашения госдолга на 12-летний (то есть наращивание доходов является условием реструктуризации долга), что снизит платежи в федеральный бюджет на погашение долга в 2020 г. почти на 1 млрд рублей, в 2021 году на 2 млрд рублей. Освободившиеся средства будут направлены на развитие региона.

 В целом, в результате проведения мероприятий по оздоровлению государственных финансов (рост доходов и оптимизация расходов) и сокращению государственного долга за 2018 год сэкономлено 3 млрд 91 млн рублей. Указанные средства направлены на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечение роста минимального размера оплаты труда и решение первоочередных социально значимых вопросов.

 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

В 2018 году продолжена работа по оптимизации государственного имущества. В 209 млн рублей оценивается доход от реализации в 2018 году и первом квартале 2019 г. неиспользуемого имущества. По состоянию на 1 апреля 2019 г. уже реализовано 284 объекта, еще 215 объектов будут реализованы до конца первого полугодия.

(Справочно: всего по результатам инвентаризации выявлено 2272 неиспользуемых объектов недвижимого имущества, из них 761 объект уже вовлечен в хозяйственный оборот либо списан).

 Остановлюсь на примерах.

“Буммаш”

 Приведу пример, в Ижевске в 2019 году одно из заброшенных зданий, находящееся на территории действующего завода “Буммаш” превратится в современный бизнес-центр. Корпус простаивал с 2006 года и ежегодно приносил бюджету более 3 млн рублей убытков на содержании объекта.

Хочу подчеркнуть, что “Буммаш” – действующее предприятие с объемом выплавки металла 2200 тонн в месяц. Реализовано лишь одно из заброшенных зданий.

В феврале 2019 года мы подписали соглашение о сотрудничестве с Председателем правления ПАО “Промсвязьбанк” Петром Фрадковым. Уже в августе Промсвязьбанк станет первым арендатором и откроет Сервисный центр.

Благодаря этому Удмуртия получит: 400 новых рабочих мест, 18 млн 700 млн рублей налоговых отчислений в год, 1 млн 900 млн рублей чистой прибыли в год от арендных платежей.

             “Россети”

Второй и наиболее яркий пример эффективной работы с государственным имуществом – продажа имущества Ижевских электрических сетей.

Согласно Стратегии развития электросетевого комплекса России с 2013 года начался процесс консолидации электросетевых активов по всей стране.

Как сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин, принимая решение о создании оператора энергетических сетей “Россети”: “Ключевой приоритет – это повышение качества услуг, предоставляемых отраслью. Большое число территориальных сетевых организаций, которых несколько тысяч насчитывается в стране, далеко не способствует улучшению качества услуг.”

Компания Россети по поручению Президента России уже не первый год консолидирует электросетевые активы в стране, внедряет единые принципы оперативно-технологического управления и инновационные технологии в электросетевом комплексе.

Так, 28 декабря 2018 года ПАО “Россети” завершило приобретение первой части имущественного комплекса “Ижевских электрических сетей”. Важное условие соглашения – прием на работу всего персонала с сохранением штатной численности и заработной платы.

В результате, в городской бюджет поступили средства в размере 2 млрд 600 млн руб. Благодаря этому появилась возможность провести ремонт и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.

За 2019-2020 года отремонтируем 709 объектов социальной инфраструктуры, из которых 503 объекта образования (справочно: 261 школа и 239 детских садов, 2 детских дома, 1 техникум), 126 объектов здравоохранения (справочно: 8 медицинских учреждений в г. Ижевск (31 здание); 65 ФАПов, 9 врачебных амбулаторий, 21 больница), 4 ветеринарных лаборатории, 70 объектов культуры (справочно: 2 театр, 1 детская школа искусств, 3 библиотеки, 64 сельских домов культуры) и 7 объектов для занятия спортом.

На ремонт суммарно будет направлено более 3 млрд 780 млн рублей. Это беспрецедентный по своим масштабам проект.

Основная часть работ – это ремонт кровли, т.к. это предотвращает дальнейшее разрушение объекта и повышает его энергоэффективность, а также замена старых деревянных окон на новые пластиковые. Замена окон в детских садах – один из самых распространенных видов работ, которые в настоящее время выполняются за счет родителей.

Помимо текущего ремонта будут проводиться и капитальные ремонтные работы, в том числе замена инженерных сетей (отопление, водоснабжение, электроснабжение, канализация).

Соглашение с компанией “Россети” также определит и развитие электросетевого комплекса Удмуртии на ближайшие 11 лет. Это примерно 23 млрд 900 млн рублей инвестиций в развитие электросетей Удмуртии.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. ИТОГИ 2017-2018 ГГ.

Отдельно хочу остановиться на работе с республиканскими и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Всего в Удмуртии более 2200 таких организаций, на них трудится более 124 тысяч человек. Выручка этих предприятий за 2017 год составила 68 млрд руб., из них коммерческие доходы всего 13 млрд руб.

Необходимо повышать эффективность этих предприятий, а также зарплаты работников. Этой работой мы активно занимались последние два года. И вот некоторые итоги.

 “Удмуртлес”

Приведу положительный пример: в 2017 году учреждение Удмуртской Республики по борьбе с лесными пожарами Удмуртлес было глубоко убыточным: 110 млн просроченной задолженности по НДС, средняя зарплата 18 тысяч 700 рублей, что на 1 тысячу ниже, чем в среднем по лесной отрасли. После внедрения антикризисного плана, спустя почти 2 года, предприятие вышло на операционную прибыль, погасило все долги, налоговая отозвала требования по банкротству учреждения, бюджетные затраты республиканского бюджета снизились с ежегодных 80 млн в 2017 году до 30 млн руб. в 2018 году. Поэтапно повышены зарплаты рабочим, суммарно на 13%. А это почти 1000 человек в сельской местности.

278 млн 800 тыс. руб. составили налоговые платежи учреждения в 2018 году, чистая прибыль – 62 млн руб.

 “Аптеки Удмуртии”

Еще один пример. Государственные аптеки Удмуртии – предприятие, созданное в 2014 г. путем слияния 26 аптечных ГУП. В 2017 году находилось фактически в банкротном состоянии. Убыточность предприятия с учетом просроченной кредиторской задолженности составляла 62 млн руб. Благодаря антикризисным мерам предприятие закрыло 2018 год с чистой прибылью в 22 млн 400 тыс. руб., 141 млн 300 тыс. руб. составили налоговые платежи учреждения.

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В 2018 году прошел очередной этап сокращения численности государственных служащих. Предельная штатная численность сокращена на 161 единицу, в том числе 39 должностей «заместитель министра» и «заместитель руководителя ведомства». Экономия бюджета составила 106 млн 200 тыс. руб.

На 64 единицы сократилось количество государственных и муниципальных учреждений. Годовая экономия на содержании бюджетной сети – 679 млн 800 тыс. рублей.

Хочу отдельно подчеркнуть, что мы рассматриваем не столько количество сотрудников, сколько оцениваем эффективность управления, особенно это касается вопросов качества жизни граждан.

ЭКОНОМИКА

Перейдем к экономическим показателям.

В 2018 году валовый региональный продукт составил 600 млрд рублей. Рост порядка 43 млрд 800 млн руб. по отношению к 2017 году, (справочно: в 2017 г. прирост составил 24 млрд 300 млн руб., а в 2016 г. – 13 млрд 800 млн руб.).

Внешнеторговый оборот составил 785 млн долл. США, рост – 166 млн долл. США по отношению к 2017 году. Хочу отметить, что рост зафиксирован впервые за последние 5 лет. (справочно: в 2017 г. показатель упал на 163 млн 600 тыс. долл. США, а в 2016 г. – на 402 млн долл. США).

В 2018 году Удмуртия стала одним из лидеров по приросту инвестиций в основной капитал среди регионов Приволжского федерального округа (3 место делит с Марий Эл). Инвестиции в основной капитал составили порядка 98 млрд рублей, рост – 14 млрд 200 млн руб. по отношению к 2017 году. Это самый высокий результат за последние 5 лет.

 Объем отгруженных товаров собственного производства в 2018 году составил более 656 млрд 700 млн рублей, рост почти на 100 млрд руб. по сравнению с уровнем 2017 года (справочно: в 2017 г. прирост составил 13 млрд 230 млн руб., в 2016 г. – 94 млрд руб.).

Оборот розничной торговли вырос на 12 млрд 100 млн руб. и составил в 2018 году 233 млрд 500 млн рублей (справочно: в 2017 г. прирост составил 10 млрд 400 млн руб., в 2016 г. – 4 млрд руб.).

В 2017 году город Сарапул получил статус ТОСЭР, предоставляющий широкий спектр преференций инвесторам. С начала 2018 года по март 2019 года в реестр резидентов ТОСЭР включены 8 резидентов с общим объемом инвестиций – более 1 млрд 800 млн рублей и созданием 662 новых рабочих мест.

В феврале этого года статус ТОСЭР присвоен городу Глазову. Отличительная черта ТОСЭР «Глазов» – поддержка будет предоставляться резидентам, ведущим деятельность в области информационных технологий.

Сельское хозяйство

Государственная поддержка на развитие села в 2018 году составила 3 млрд 300 млн руб., из них более 2 млрд рублей направлено на прямую финансовую поддержку фермеров.

Удмуртия уверенно удерживает лидирующие позиции по производству молока в стране. По итогам 2018 года валовое производство молока составило 701 тыс. 400 тонн, что выше уровня 2017 года на 3,6 %. В 2019 году валовое производство молока должно достигнуть не менее 715 тыс. тонн.

Объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса в 2018 году составили 2 млн 400 долл. США. По национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» мы должны выйти на рост объемов экспорта продукции АПК к 2024 году в 5,5 раз (10 млн 200 тыс долл. США) по сравнению с 2017 годом (1 млн 770 тыс. долл. США). Амбициозная цель, и мы будем помогать нашим экспортерам достичь ее. Мы ориентируемся на три основные категории агропродукции, которая может поставляться на экспорт: молочная продукция, мед, лен и рапс.

Немалые средства привлекаются по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». В 2018 году – это 538 млн руб. из федерального бюджета. В 2019 году – эта сумма составит уже 848 млн рублей.

 “Экспорт в Китай”

Еще раз хочу поздравить Андрея Васильевича Шутова. В марте 2019 года “КОМОС ГРУПП” подписали контракт на поставку первой партии молочной продукции в КНР. И теперь каждый месяц по 500 тонн молочной продукции и 40 тонн мороженого, произведенного в Удмуртии, будут отправляться в Китай. (Справочно: Это будут первые официальные отгрузки продукции из России в КНР, осуществленные в рамках Протокола о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции, подписанного в конце 2018 года Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР).

 Несырьевой неэнергетический экспорт Удмуртии в 2018 составил 377 млн долл. США, рост – 182 млн 800 тыс. долл. США по сравнению с уровнем 2017 г. – 194% (справочно: в 2017 г. наблюдалось падение показателя на 68 млн 300 тыс. долл. США, а в 2016 г. прирост составил 23 млн 600 тыс. долл. США).

Сегодня 466 компаний Удмуртии – экспортеры.

Центр поддержки экспорта Удмуртии вошел в ТОП-10 лучших в стране. Удмуртия в прошлом году стала пилотным регионом по внедрению экспортного акселератора. В сентябре и декабре 2018 г. Центр поддержки экспорта провел обучение предприятий. В результате 21 региональная компания вышла на экспорт, заключено 59 экспортных контрактов на сумму 156 млн рублей.

Всего в 2018 году поддержку получили 210 экспортно-ориентированных малых и средних предпринимателей.

 “eBay”

В марте 2019 года Правительства Удмуртской Республики и Новгородской области подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве с компанией eBay, в рамках которого стартует проект по развитию экспортных продаж малого и среднего бизнеса «Регионы Экспорта». В Удмуртии в проект уже отобраны 25 компаний.

В рамках проекта впервые в России будет проработана схема применения нулевой ставки НДС для розничных экспортеров. С ее помощью предприниматели смогут снизить стоимость товаров на 20% без уменьшения прибыли.

 **

Поддержка предпринимательства.

В настоящее время на территории республики зарегистрировано более 58 тысяч субъектов МСП, в которых занято 206 тыс. человек. В структуре ВРП на долю организаций МСП приходится пятая часть.

Удмуртский фонд развития предпринимательства является одним из самых крупных в России среди региональных микрофинансовых организаций. В 2018 году региональным и муниципальными фондами выдано 739 займов субъектам МСП на сумму 881 млн 300 тыс. руб. Гарантийным фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства предоставлено 217 поручительств в объеме 821 млн 300 тыс. руб., что позволило субъектам МСП привлечь 1 млрд 840 млн руб. заемных средств.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Вклад промышленности в экономику Удмуртии составляет около 48%.

Индекс промышленного производства за 2018 год составил 102,5%, в 2017 г. – 100,2%. Рост обеспечен за счет увеличения объемов предприятий обрабатывающих производств.

Объем производства предприятий оборонно-промышленного комплекса составил 132 млрд рублей. При этом, доля гражданской продукции – 18 %, это порядка 23 млрд 800 млн руб.

**

Через Федеральный фонд развития промышленности в 2018 году заключено договоров на сумму 500 млн рублей. Еще 750 млн рублей льготных займов планируется привлечь в 2019 году.

В 2017 году создан Региональный Фонд развития промышленности. И уже в 2018 году выдано 72 млн 500 тыс. руб. льготных займов промышленным предприятиям. Подчеркну, что Фонд развития промышленности Удмуртии входит в ТОП-10 лучших в стране.

Активно ведется работа по повышению эффективности “проблемных” предприятий.

 “Ижметмаш”

Так, со второй половины 2017 года на особом контроле находилась ситуация на предприятии «Ижметмаш». Была организована работа по поиску инвесторов, загрузке предприятия. В результате, на базе площадей ликвидированного завода создано предприятие «Буммаш». В настоящее время на предприятии трудоустроено около 560 человек, портфель заказов составляет 230 млн руб. До конца 2019 года планируется увеличить штатную численность сотрудников до 800 человек и выйти на объем производства в 1 млрд рублей.

 “Камбарка”

Кроме того, в 2018 году была инициирована замена руководящего состава «Камбарского машиностроительного завода». После временной приостановки деятельности, благодаря активной работе нового руководства совместно с Правительством, завод возобновил работу в августе 2018 года, в настоящее время на предприятии уже работает 150 человек.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

В 2018 году началась активная работа по выведению из теневого оборота лесных ресурсов. Основное мероприятие – выявление и пресечение незаконных рубок леса, что позволит существенно увеличить налоговые платежи в бюджеты всех уровней. Налоговые отчисления от всего лесного комплекса в 2018 году уже составили 1 млрд 400 млн руб., из них в бюджет Удмуртии – 669 млн руб., показатель удалось удвоить по сравнению с 2016 годом.

Отмечу также, что Удмуртия включилась в пилотный проект по торговле лесоматериалами через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.

Способствовать выведению из теневого бизнеса частных пилорам может принятие закона об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины, который одобрен Правительством Удмуртской Республики и 4 месяца находится на рассмотрении в Государственном Совете.

Это очень важный для отрасли закон, считаю крайне необходимым ускорить его рассмотрение для пресечения теневого оборота древесины, не дожидаясь 2020 года.

Нам необходимо усилить контроль за выделяемой древесиной для собственных нужд, а именно за целевым использованием. Порядка 280 тыс. кбм делового леса выделяется для собственных нужд граждан, который частично реализовывается частными пилорамами. В рыночных ценах это порядка 300 млн руб., которые остаются вне экономики Удмуртской Республики.

ИТОГИ ГОДА ДОРОГ 2018 Г.

2018 год в Удмуртии был Годом Дорог. Главное достижение – мы изменили годами сложившуюся систему управления дорожным хозяйством. Выстроена пятиступенчатая система контроля качества. В ней появились новые составляющие – независимое инженерное сопровождение и общественный контроль.

Нами сознательно были ужесточены требования к качеству дорожного строительства. И практика показала, что существующее техническое состояние предприятий дорожной отрасли позволяет справляться с новыми требованиями только в режиме подвига и аврала. Износ дорожной техники – более 80%.

На ближайшие 5 лет нами намечена опережающая инвестиционная программа по развитию дорожных предприятий республики, например, уже закуплен и скоро будет введён в эксплуатацию современный асфальтобетонный завод.

Принято решение напрямую подключить к системе управления дорожных предприятий республики Корпорацию развития и Региональный центр закупок. Качество управления – наивысший приоритет.

(Справочно:

  • отремонтировано 120 км дорог
  • реконструировано и отремонтировано 19 непроезжих участков дорог протяженностью 66,8 км
  • до 54% увеличена доля дорог, соответствующих нормативным требованиям
  • на 23 очагах концентрации ДТП ликвидированы факторы аварийности
  • завершены переходящие объекты: реконструкция мостового перехода через реку Чепцу и четвертого пускового комплекса автодороги Костино – Камбарка.)

 На достижениях 2018 года проект Год Дорог не заканчивается. По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 г. будет отремонтировано 79 объектов общей протяженностью 134,5 км, в том числе в перечень вошли малые города: Можга, Сарапул, Воткинск, Камбарка и Завьяловский район. Для ремонта дорог регионального значения выбрано 23 объекта протяженностью более 90 км.

Финансирование мероприятий проекта составит 1 млрд 704 млн руб., в том числе средства федерального бюджета – 964 млн 600 тыс. руб. Общий размер республиканского дорожного фонда в 2019 году – 7 млрд 900 млн руб. (справочно: в 2018 г. – 6 млрд 100 млн руб.).

При выборе объектов большое внимание уделяем запросам жителей. Так, например, в 2019 году будет выполнена реконструкция улицы Берша в г. Ижевске. Улица Берша в течение двух лет (2017-2018 годы) лидирует в рейтинге по результатам народного голосования за объекты ремонта. Дорога ведет к району, в котором проживает более 20 тыс. человек.

Следующий пример: реконструкция дороги Сарапул-Воткинск на участке Ольхово-Перевозное – дорога соединяет два малых города Удмуртии, позволяя переехать из Сарапула в Воткинск, не делая крюк в 11 км. Дорога “с историей” – жители, автомобилисты давно просят реконструировать этот участок. В 2019 году отремонтируем первый участок этой дороги – 3,2 км. Остальные 3,7 км – в 2020 году.

Кроме того, в 2019 году будут отремонтированы 7 дорог из рейтинга ТОП-10 “Убитых дорог” Общероссийского народного фронта.

 Инфраструктура не заканчивается дорогами – особое внимание мы уделяем социальной инфраструктуре.

**

Образование

В 2018 году построены 2 школы (в с. Алнаши и в с. Совхозный Завьяловского района), уже открылись 2 детских сада по 220 мест (по ул. Баранова в Ленинском районе и по ул. Берша в Ижевске).

У нас с 2018 года действует двухгодичная программа по строительству 27 детских садов с ясельными группами. 2130 детей до 3-х лет пойдут в новые детские сады в этом году.

Отдельно отмечу, в планах на 2020 и 2021 года построить еще 24 садика на 2190 мест.

3 новые школы построим в этом году по национальному проекту “Образование”.

(Справочно:

  • по ул. Леваневского в г. Ижевске на 825 мест,
  • в п. Кез на 500 мест
  • в с. Постол Завьяловского района на 160 мест.)

Помимо этого, по национальному проекту “Жилье и городская среда” уже начато строительство школы по ул. архитектора П.П. Берша в Устиновском районе Ижевска на 1224 места и детского сада в жилом районе Сельхозвыставка на 116 мест, которые будут сданы в 2020 году.

Хочу также подчеркнуть, что в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России поручил с 2020 года запустить программу “Земский учитель”, согласно которой будет выплачиваться единовременная компенсация в размере 1 млн руб. учителям, прибывшим или переехавшим на работу в сельскую местность. Сейчас мы в деталях изучаем проблему нехватки педагогов начальной школы и учителей-предметников в сельских школах республики, чтобы, используя возможности программы, в дальнейшем максимально закрыть существующие вакансии.

**

Здравоохранение

Особое внимание в 2018 году было уделено повышению доступности и качества медицинской помощи сельскому населению. Построено 19 фельдшерско-акушерских пунктов, введено в эксплуатацию 16. До конца апреля будет сдано еще 3 ФАПа в Сарапульском, Воткинском и Увинском районах.

В 2018 году продолжилось обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи, в медицинские учреждения республики поступило 16 автомобилей, закупленных за счет средств федерального бюджета. Всего с 2017 года автомобильный парк обновился на 76 автомобилей.

Продолжено проведение акций «Онкодесант» и «Кардиодесант» в районах республики.

Несомненно, в приоритете остается повышение кадрового потенциала отрасли. По программе «Земский доктор» в прошлом году компенсационные выплаты получили 40 врачей и 12 фельдшеров.

Хочу отметить, что в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России поручил к декабрю 2019 г. снять установленное законодательством возрастное ограничение по программам “Земский доктор” и “Земский фельдшер”. Таким образом, единовременную компенсационную выплату медицинским работникам (врачам и фельдшерам), прибывшим на работу в села и поселки будут выплачивать и после достижения ими 50 лет.

Также в 2018 году Удмуртия в числе 33 регионов Российской Федерации участвовала в реализации приоритетного проекта “Бережливая поликлиника”. В проекте участвовали 68 поликлиник. В своем ежегодном послании Владимир Путин поручил к 2021 году полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники.

(Справочно: Что формат “бережливой поликлиники” означает для граждан? Во-первых, грамотное зонирование пространства, которое создает комфорт для пациентов. Помимо этого, разработана эффективная система управления потоками пациентов, логика распределения посетителей направлена на максимальное сокращение времени ожидания и оптимизацию работы врачей. Во-вторых, электронная запись и электронные очереди на прием к специалистам через личный кабинет, введение электронного документооборота. В результате, в медицинских организациях удалось полностью перейти на новые технологии и процессы работы, исчезли бумажные карточки и справки, в несколько раз сократилось время ожидания пациентов в очередях.)

 Не могу не сказать о том, что 2019 год объявлен в республике Годом здоровья.

(Справочно:

  • Переоснащение регионального онкологического центра БУЗ УР “РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР” г. Ижевск новым современным оборудованием. Хочу отметить, что обследования на выявление онкозаболеваний должны будут проводиться всем гражданам во время диспансеризации и профосмотров уже к концу этого года. О таком решении сообщил Президент в своем послании Федеральному Собранию.
  • Создание 7 центров амбулаторной онко помощи. Оснащение необходимым лечебно-диагностическим оборудованием – рентгеновскими аппаратами, эндоскопическим оборудованием (видеогастроскопами, видеоколоноскопами), аппаратами УЗИ экспертного класса
  • Переоснащение 2 региональных сосудистых центров в г. Ижевске
  • Переоснащение 6 первичных сосудистых отделений
  • Открытие седьмого первичного сосудистого отделения в Увинской районной больнице
  • Дооснащение 22 детских поликлиник (оснащение рентген оборудованием, УЗИ, МРТ, ЭКГ и т.д.)
  • Дооснащение 84 кабинетов врачей-педиатров участковых районных больниц
  • Создание 1 ФАП в д. Жуе-Можга Вавожского района в 2019 году и 47 ФАП в 2020 году
  • Приобретение 8 мобильных комплексов (1 диагностический комплекс, 4 маммографа, 3 флюрографа) для выездной работы в малых населенных пунктах
  • Начало полетов санитарной авиации.
  • Начало капитального ремонта в БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» г. Глазов (детская поликлиника).

По национальному проекту “Здравоохранение” в течение ближайших трех лет планируется привлечь 2 млрд 978 млн рублей средств федерального бюджета, в том числе в 2019 году – 784 млн 700 тыс. рублей. Из средств бюджета Удмуртской Республики в течение 3 лет планируется направить 1 млрд 290 млн рублей.

Также в текущем году начнется строительство лечебного корпуса с поликлиникой Республиканской клинической туберкулезной больницы за счет средств федерального бюджета (справочно: объект включен в ФАИП).

**

Спорт

В настоящее время на территории Удмуртии обеспеченность населения спортивными объектами составляет 58,1% (рост на 5,8% по отношению к 2017 г.), более 3580 спортивных сооружений.

В 2018 году создано немало объектов спортивной инфраструктуры, в том числе за счет внебюджетных источников.

(Справочно:

  • лыжная база в с. Малая Пурга,
  • спортивные сооружения со спортивным залом в с. Киясово, ФОК с универсальным залом в г. Ижевск,
  • ФОК с 25-метровым плавательным бассейном в д. Пирогово,
  • стадион с искусственным покрытием футбольного поля в с. Алнаши,
  • ФОК с универсальным залом в п. Новый,
  • крытый каток в с. Сигаево Сарапульского района,
  • универсальный спортивно-ландшафтный парк «Сети парк» в г.Ижевске и др.)

**

Количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом составляет 37,1%. В рамках стартующего в 2019 году регионального проекта «Спорт – норма жизни» это значение к 2024 году должно вырасти до 55%.

В 2019 году планируются масштабные объемы строительства спортивных объектов.

(Справочно:

  • региональный центр по лыжным гонкам в с. Шаркан,
  • Ледовая арена в г. Можга,
  • Реконструкция стадиона «Динамо» в г. Ижевске,
  • Стадионы 56 и 74 школ г. Ижевска,
  • Лыжная база в с. Алнаши
  • Современный стадион с искусственными покрытиями и физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом в с. Селты
  • Крытый каток в г. Воткинске
  • 50-метровый бассейн в г. Ижевске и др.)

**

Значимым событием 2019 года станет проведение с 1 по 3 ноября в г. Ижевске Чемпионата Европы по дзюдо среди юниоров и юниорок до 23 лет.

В декабре 2019 года планируется проведение юбилейной 50-й гонки всероссийских соревнований по биатлону «Ижевская винтовка».

**

В 2018 году мы продолжили работу по привлечению федеральных средств на строительство социальных объектов не только через федеральные целевые программы. Так, 301,2 млн рублей получено в 2018 году из резервного Фонда Президента России на строительство физико-математического лицея в Глазове и поликлиники в Ленинском районе Ижевска. Объекты уже построены. Кроме того, нам удалось включить в федеральную адресную инвестиционную программу на 2019-2021 годы реконструкцию Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Работы начнутся уже в этом году.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

Несколько слов о социальной поддержке граждан.

**

В республике своевременно и в полном объеме производятся выплаты более чем 40 видов пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки. Общая сумма на эти цели составила в 2018 году 6 млрд рублей.

Всего в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2019 года 393 600 граждан являются получателями пособий, мер социальной поддержки и других выплат.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин поручил Правительству России расширить перечень льгот для семей с детьми.

Так, предусмотрены выплаты многодетным семьям, взявшим ипотеку, выплаты из федерального бюджета в размере 450 тыс. рублей на погашение кредита в случае рождения третьего и последующих детей после 1 января 2019 г.

Помимо этого, на федеральном уровне предусмотрено субсидирование процентной ставки до уровня 6% годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям с двумя и более детьми, на весь срок действия таких кредитов (займов).

Предусмотрены и налоговые льготы:

  • освобождение от налога на имущество по 5 кв.м. квартиры на каждого ребенка и по 7 кв.м. дома на каждого ребенка для семей с тремя и более детьми;
  • освобождение от земельного налога 6 соток земельного участка для семей с тремя и более детьми.

В Удмуртии для многодетных семей также действует ряд льгот. 

(Справочно:

  • поддержка при приобретении жилья: целевые жилищные займы под 5% годовых, безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения для семей, в которых одновременно родилось трое и более детей, компенсация процентной ставки по жилищным кредитам и социальная выплата на погашение основного долга по ипотеке, также действует программа льготного ипотечного кредитования.
  • компенсация расходов на коммунальное обслуживание
  • ежемесячные денежные выплаты при рождении первого, третьего и последующего детей до достижения ребенком возраста 3х лет, ежегодная материальная помощь при рождении тройни до достижения детьми возраста 5 лет.)

***

Отдельно хочу сказать о бесплатном обеспечении граждан лекарственными средствами. Годами не решается вопрос. Предусмотренных на 2019 год в бюджете средств недостаточно для обеспечения онкологических больных, больных диабетом. Поручение: 318 млн рублей дополнительно будет выделено на эти цели в этом году.

 

**

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемые коллеги, прошедший год был продуктивным и принес немало результатов, значение которых можно будет оценить не только сию минуту, но и разглядеть в перспективе. Тем не менее, это не означает, что текущий год даст шанс на передышку. Перед нами стоят новые задачи, возможно, еще более сложные и масштабные, чем те, что уже решены. И каждый должен быть готов вновь принять вызов и действовать в условиях, требующих высокой концентрации всех ресурсов. Установка на 2019 год: продолжать реализацию начатого, при этом еще активнее включаться в новые проекты.

Федеральные инициативы открывают перед республикой большие возможности и наша задача – максимально полно ими воспользоваться.