На школьной книжной планете

Беседовала Ольга ЩИНОВА

 

 

     В календаре дат и событий день 23 октября отмечен как Международный день школьных библиотек. В преддверии профессионального праздника школьных библиотекарей мы встретились с методистом по учебной литературе Управления образования МО “Кизнерский район” Н.С.АЙКАШЕВОЙ.

     -Надежда Сергеевна, напомните, сколько школьных библиотек сегодня работают в нашем районе?

     -В Кизнерском районе функционируют 19 школьных библиотек, они имеются в каждой образовательной организации. По два школьных библиотекаря трудятся в школах №1 и №2, это связано с большим количеством учащихся в поселке Кизнер, на селе же, в основном, обязанности школьных библиотекарей выполняют по совместительству учителя.

     Более 30 лет отдали работе школьного библиотекаря такие специалисты, как Ронжина Татьяна Ивановна (Вичурская школа), Иванова Татьяна Николаевна (Верхнетыжминская школа). Более 20 лет трудятся Ветрова Наталья Серафимовна (Старободьинская школа) и Чернышова Татьяна Васильевна (Бемыжская школа).

     Много лет в Кизнерской сельской школьной библиотеке трудилась Белова Татьяна Васильевна, а развитие школьной библиотечной системы района в целом долгие годы координировала Чернышова Надежда Ивановна, методист по учебной литературе Управления образования. Благодаря ей выполнена огромная работа по обеспечению школьных библиотек учебниками, по организации методической работы со школьными библиотекарями. Среди новичков же хочется отметить Собину Екатерину Сергеевну (Кизнерская школа №1), Горбунову Екатерину Александровну (Кизнерская сельская школа) и Павлову Наталью Вячеславовну (Балдеевская школа). С большим энтузиазмом подходит к своей работе руководитель районного методобъединения школьных библиотекарей Сухорукова Альбина Александровна.

     -Что входит в работу школьных библиотекарей сегодня?

     -Основной целью школьных библиотек, конечно, является обеспечение школьников учебниками, и, в первую очередь, обучающихся по новым образовательным стандартам. Работа в этом направлении у нас ведется активная, плотная, в течение всего учебного года организуется приобретение учебников по субвенциям, выделяемым бюджетом Удмуртской Республики, также мы формируем библиотечные фонды за счёт обмена между школами нашего района. Мы должны обеспечить каждого ученика отдельным учебником – это наша основная задача.

     Кроме этого, ведется большая внеурочная работа школьных библиотекарей, это различные кружки в рамках библиотек, работа над формированием информационной культуры школьников. На базах школьных библиотек проводятся различные конкурсы и мероприятия школьного и районного уровней. То есть школьная библиотека – это центр образовательной организации, как медийный, так и информационный.

     -В каком состоянии находится фонд школьных библиотек?

     – Пополнение фондов художественной литературой на протяжении многих лет, к сожалению, остается одной из основных проблем. Но все же школы стараются решить ее, например, за счет привлечения внебюджетных средств. Так, в прошлом году образовательные учреждения участвовали в проекте “Экобум”, когда за счет сдачи макулатуры удалось приобрести как художественную литературу, так и оформить подписку на периодические издания. Во многих школах сложилась традиция – выпускники на юбилейных вечерах встреч в знак благодарности школе дарят библиотекам художественную литературу в качестве подарка.

     А вот библиотека Кизнерской школы №2 (библиотекари – А.А. Сухорукова и Н.Л.Покошева) в прошлом учебном году участвовала в республиканском проекте модернизации школьных библиотек в рамках федеральной целевой программы “Развитие образования в РФ”, по итогам которого заняла 4 место среди школьных библиотек республики. Благодаря участию в этом проекте, школьная библиотека подключена к электронной библиотеке Литрес, что позволяет учащимся пользоваться бесплатно электронными книгами.

     В первую очередь, это книги по гражданско-патриотическому воспитанию, издания по школьной программе. У школьников это пользуется большим успехом, позволяя читать книги с экранов телефонов, планшетов, электронных книг в любое удобное время. Также благодаря участию в проекте, библиотека была подключена к электронному каталогу, который позволяет систематизировать библиотечный фонд, более эффективно строить работу с учащимися и пользователями школьной библиотеки. А занятия по биологии и русскому языку в этой школе теперь также ведутся с помощью электронного учебника.

     -Какими качествами, на ваш взгляд, Надежда Сергеевна, должен обладать школьный библиотекарь 21 века?

     -Это должен быть современный человек во всем – он должен разбираться в тех процессах, которые происходят в науке, культуре, экономике и политике. Школьный библиотекарь сегодня – это лидер мнений и эксперт во многих областях знаний. Я хочу пожелать всем школьным библиотекарям энергии, неиссякаемого задора, пусть реализуются все планы, повышается профессиональный уровень, семейного благополучия и успехов во всех делах!