Норка с “бронзовым отливом”

Андрей КОРОБЕЙНИКОВ,

фото автора

 

     Ноябрь каждый год бывает разным: то холода ударят, то наступает слякоть, как сейчас. Но для зверохозяйства Кизнерского райпо этот месяц всегда бывает “жарким” – в это время на предприятии начинаются массовые забои норок. Не стал исключением и нынешний ноябрь. О том, как идут дела сегодня в Кизнерском зверохозяйстве – наша беседа с его директором Н.Н.КУЛИКОВЫМ.

     -Николай Николаевич, наши читатели уже привыкли к тому, что зверохозяйство возвращается ежегодно с выставок в Москве с золотой медалью. Почему на этот раз вашу работу оценили ниже?

     -Действительно, с традиционной выставки “Золотая осень”, которая состоялась в начале октября на ВДНХ в Москве, мы привезли в этот раз только “бронзу”. А до этого, на моей памяти, всегда были золотые медали, только один раз – “серебро”.

     -И с чем это связано? Что, качество кизнерских мехов стало хуже?

     -Качество хуже не стало. Намного жестче, принципиальнее стал подход к оценке мехов. И, надо сказать, лично меня это радует. Здоровая конкуренция должна быть всегда. Свои изделия нынче представляли около тридцати звероводческих хозяйств России, всех их без исключения так или иначе задели и кризис, и санкции, и прочее. Естественно, чтобы выжить в этой непростой ситуации, каждый старается сделать что-то новое. Поэтому считаю, что нынешняя “бронза” немногим уступает золотым медалям предыдущих лет.

     -Можно сказать конкретно: что нового вы внедряете в своей работе?

     -Во-первых, прежде чем сказать про новое, отмечу, что нам, несмотря на трудности последних 4-5 лет, удалось сохранить старое: поголовье, материально-техническую базу и, главное, кадры. Разрушить все легко, восстановить очень тяжело, а зачастую – невозможно. Считаю, что нашему предприятию пока удается приспосабливаться к новым условиям и требованиям. Мы постепенно меняем поголовье, нынче, например, планируем приобрести 2 тысячи чистопородной скандинавской серо-голубой норки.

     -А чем не устраивает норка, разводимая вами сейчас?

     -Мода постоянно меняется, в том числе и на меха. Имеющиеся у нас сейчас такие породы, как “Сапфир”, “Пастель”, “СТК” (которую, кстати, мы уже ликвидировали) отличаются, так сказать, “лохматостью”. В настоящее время на рынке более востребованы меха короткоостные, более похожие на велюр или вельвет. Естественно, надо переходить на то, что лучше будет реализовываться, на что имеется спрос.

     -А как вообще обстоит дело с реализацией готовой продукции?

     -Отрадно, что нынче наметились тенденции к спросу на меха. Уже сейчас есть заявки на нашу продукцию. Наконец-то за последние годы у государства “дошли руки” и до нашей отрасли. Буквально на днях разговаривали с одним знакомым таможенником, он сообщил, что сейчас “серых поставок” мехов из-за границы стало существенно меньше. Если раньше шкурки везли тюками и платили за них чисто символические таможенные пошлины, то сейчас за ввоз стали брать так, как положено, то есть существенно больше. А это крайне невыгодно зарубежным поставщикам, которые в последние годы своим дешевым и зачастую некачественным товаром завалили наш рынок.

     А отечественному производителю высокие пошлины на импортные меха на руку. Ведь мы платим налоги и, главное, обеспечиваем рабочие места нашим гражданам. К слову, у нас на предприятии сейчас трудятся более 70 человек, и зарплаты на предприятии пусть не самые высокие, но приемлемые. А это в наше время многое значит.