Первое образование – дошкольное

Детский сад – это один из первых этапов социализации человека, первый опыт общения со сверстниками, первые возможности раскрыть творческие и спортивные таланты. Детские сады неслучайно содержат в своем полном названии слово “образовательные”. Малыши здесь получают свое первое, дошкольное, образование. О том, как налажена деятельность детских садов Кизнерского района, мы говорим с методистом по дошкольному образованию Управления образования Администрации МО “Кизнерский район” М.А.Кошкиной.

– Марина Анатольевна, сколько учреждений дошкольного образования в нашем районе?
– В Кизнерском районе на данный момент 13 дошкольных и 7 общеобразовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, которые организуют работу в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Каждое учреждение образовательную деятельность строит по пяти основным направлениям: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное.
– Некоторые детские сады выбирают для себя определенное направление для более углубленного изучения, это и отличает один детский сад от другого.
– Это действительно так. Например, детский сад №1 является базовой площадкой по реализации инклюзивного образования. Здесь с “особыми” воспитанниками работают педагог-психолог и учитель-дефектолог. Детский сад №6 “Италмас” в художественно-эстетическом направлении делает акцент на театральное творчество, здесь ежегодно с успехом воспитанники демонстрируют новые театральные постановки. Детский сад №5 “Сказка” успешно продвигает национальную культуру, в учреждении сформированы группы по изучению родного языка – удмуртского и татарского. Детский сад № 4 применяет инновационные подходы в работе с семьями воспитанников через включение родителей в воспитательно-образовательные отношения (родители совместно с педагогами проводят образовательную деятельность).
Педагоги сельских садов тоже ведут активную работу в развитии детей и по сотрудничеству с родителями. Так, например, педагоги Старободьинского сада в летнее время собираются вечерами с семьями воспитанников на спортивной площадке школы и проводят спортивные мероприятия (игры в футбол, баскетбол, различные эстафеты), с самыми активными – ходят в походы на природу. Вместе с коллективами Кибьинского и Вичурского садов, с сельскими Домами культуры и родителями воспитанников организуют выездные концерты в соседние деревни. Сельские детские сады также активно участвуют в конкурсах районного и всероссийского уровня.
– Штат сотрудников дошкольных образовательных организаций нашего района, каков он на сегодняшний день?
– В сфере дошкольного образования детей занято 139 педагогов, а это 121 воспитатель, 4 старших воспитателя, 8 музыкальных руководителей, 6 учителей-логопедов, которые работают преимущественно в поселковых детских садах.
А также 3 педагога – психолога, работающие в детсадах № 1, 4 и 6 “Италмас”, и учитель-дефектолог в д/с №1. Всего работников – 391, из них 88 – помощники воспитателей.
– А какова численность воспитанников детских садов в нашем районе?
– Всего детские сады посещают 1433 ребенка. В этом году выпускниками стали 288 дошкольников. В следующем учебном году планируется выдать 217 направлений в детские сады для новых воспитанников. Отметим также, что заявления на прием в детские сады можно подать через Региональный портал государственных и муниципальных услуг УР, многофункциональный центр и органы Управления образования. Прием в детские сады осуществляется в нашем районе с двухлетнего возраста.
– Родительская плата за присмотр и уход за детьми. Какая сумма утверждена на сегодняшний день?
– Для воспитанников детских садов поселка и села Кизнер сумма родительской платы утверждена в размере 1300 рублей, для воспитанников детских садов в других населенных пунктах района – 1000 рублей в месяц.
– Не станем подробно останавливаться на распорядке дня и организации питания детей, давайте лучше поговорим о тех мероприятиях, что продвигают детей к личностному росту. У нас же немало районных конкурсов, участвуя в которых дети могут продемонстрировать свои таланты и возможности?
– Если говорить о конкурсах для воспитанников детских садов, то их несколько. Один из традиционных – детский фестиваль “Пичи Чеберайес но Батыръес”, участники которого популяризируют удмуртскую культуру. Организуется также конкурс чтецов произведений удмуртских поэтов. Уже два года подряд по инициативе районного методобъединения музыкальных руководителей проводится конкурс “Содружество талантов”, в котором воспитанники демонстрируют свое мастерство вокала, танца и игры на музыкальных инструментах.
Управление образования на протяжении последних шести лет организует спартакиаду среди дошкольных образовательных организаций района “Малыши открывают спорт!”, в этом учебном году она состояла из пяти основных мероприятий, участники выступали в различных спортивных видах, и лично, и командами со сверстниками, родителями. Один из этапов спартакиады был ориентирован на сотрудников детских садов.
В день родного языка в этом году уже во второй раз проводился районный конкурс “Великое русское слово”, на котором конкурсанты демонстрировали свои актерские и ораторские способности. Впервые в этом году и с большим успехом прошел конкурс видеороликов “Читаем всей семьей”. На конкурс было представлено 23 видеоролика из 8 образовательных учреждений.
– А как совершенствуют свои знания педагогические работники детских садов?
– На районном уровне проводятся открытые занятия, семинары-практикумы и мастер-классы в рамках деятельности районных методобъединений (РМО). Всего их у нас пять: РМО музыкальных руководителей, РМО воспитателей удмуртских групп, РМО воспитателей старшего и младшего возраста. В текущем году открыто РМО логопедов, в первый год своей деятельности методобъединение совместно с РМО воспитателей младшего возраста провело конкурс педагогического мастерства “Речевое развитие детей младшего школьного возраста”, был проведен конкурс на лучшую авторскую методическую разработку.
Также воспитатели дошкольных образовательных организаций активно участвуют в районных конкурсах “Педагог года” и “Молодой педагог”, “Педагогические чтения”, успешно выступают на конкурсах республиканского уровня. Так, в этом году музыкальный руководитель д/с №4 Н.Ю.Соловьева среди работников дошкольного образования нашего района стала “первооткрывателем”, а в результате – победителем конкурса на денежное поощрение лучшим педагогическим работникам УР. Участие в таком конкурсе принимали лишь учителя школ. Профессионализм подтверждает и присваиваемая квалификационная категория, в этом году высшую категорию получила М.В.Аймашева, музыкальный руководитель д/с №1, такую квалификацию имеют действительно немногие. Мы поздравляем коллег с высокими достижениями!

Беседовала
Татьяна Терентьева.