По параллелям железных дорог

Корни семьи Ахметзяновых исконно кизнерские. Здесь в 1901 году родился дед Рабхата Сабировича, в 1931 году – отец, а в 1951 – сам Рабхат. Учился в знаменитой “голиковской” школе, а 10 классов закончил в школе-новостройке №2 (это был первый её выпуск). Профессию долго не выбирал, поехал учиться в ГПТУ №27 г. Агрыза на помощника машиниста тепловоза. Затем – практика в Агрызе, два года службы в армии и после небольшого отдыха – снова на работу. Поначалу трудился под руководством Александра Петровича Недорезкова помощником машиниста, он-то и научил его многим премудростям этой непростой профессии. Ох, и порядок любил! Смену сдаёшь – технику ветошью выдраиваешь аж до блеска. А как по- другому? Так учили!
В 1974 году поехал в Муром, с интересом учился там в технической школе, вникал во все тонкости любимой работы. На всю жизнь запомнил слова преподавателя, который требовал от своих учеников прочных знаний: “Заученное можно со временем осознать, а невыученное – это навсегда вакуум, пустота”.
Трудно было представить свою жизнь без любимой работы. Ведь не много, не мало проработал он на железной дороге – 31 год! С 1972 по 2006 год. Не стыкуются цифры? Ничего удивительного, просто, когда потребовалось помочь матери поднять дом, не раздумывая, временно сменил работу, устроившись в ДОК к В.И.Полянцеву. Понравился тому смышлёный работник, уговаривал его остаться мастером, но Рабхат – ни в какую, и всё потому, что скучал страшно по железной дороге. Чтобы понять это, там надо поработать. Сложно, ответственно, но очень интересно. Железная дорога не просто зовёт, а тепловозным гудком призывно требует к себе. Даже сейчас, будучи на пенсии, не может он спокойно проходить через железную дорогу. Всё потому, что осталось там его сердце. А в то время это было просто пыткой. Идёшь домой, а друзья-товарищи сигналят, приветствуют, машут руками. И так хочется к ним! А сколько хороших людей трудилось рядом. Всех не перечислишь. Много лет, вспоминает, работали вместе с машинистом Рашидом Мануровичем Бареевым.
С каким удовольствием рассказывает Рабхат Сабирович о тех годах! Работа приносила истинную радость. И на мотовозе, и на паровозе, и на тепловозе довелось поработать. Жаль, сетует, что фотографий тех лет нет, не любил как-то фотографироваться, да и некогда было.
В 1978 году женился. И здесь без железной дороги не обошлось. Его Валентина работала стрелочницей в Ягуле. Вместе они уже более 40 лет. Сын Виктор, дочь Венера. Теперь вот уже и внуки подрастают. Может, надеется дед, младший из них тоже свяжет свою жизнь с железной дорогой, так ему интересно всё это. Да и чем уже, скажите, не династия? Брат Ильдар тоже работает на железной дороге, он – машинист 2 класса. Племянник Альберт (сын рано ушедшего из жизни брата Рината, который тоже работал на железной дороге) пошёл по их стопам. Видно, профессия эта уже у них в крови. Они сами так говорят. На всю жизнь она! Когда собираются на праздники всей своей большой семьёй, сразу начинаются разговоры о работе. Родные даже упрекают – опять начали! А разве может быть по-другому? И во сне до сих пор – железная дорога. Жена пытается растолкать, разбудить, а Рабхат Сабирович только беспокойно машет руками – во сне под красный свет чуть не проехал…
Да, работа сложная, в 55 лет вышел на пенсию, 12 лет уже на заслуженном отдыхе. А совсем недавно нежданно-негаданно состоялась встреча Рабхата Сабировича с его… родным паровозом. Ехал в Ижевск и увидел на постаменте паровоз под номером “Р 79628”. Сердце чуть не выпрыгнуло из груди: “Это же мой паровоз! Не отправили, значит, на переплавку. Сохранили для истории…”
Когда-то День железнодорожника отмечали в нашей стране с большим размахом – настоящие народные гуляния устраивали и на нашем стадионе. Воспоминания об этом у всех такие светлые… Мы от души поздравляем Рабхата Сабировича и всю его “железнодорожную” семью с профессиональным праздником. Сам он, в свою очередь, поздравляет всех, кого судьба также связала с железной дорогой, желает счастья, здоровья, благополучия в семье. А тем, кто продолжает сейчас работать – терпения в преодолении трудностей, любви и уважения к их общей любимой профессии и сохранения лучших её традиций!

Тамара Бускина, фото Татьяны Терентьевой.