Счастье в каждом дне

Кто такой психолог? Это супер-осознанный сверхчеловек, знающий ответы на все вопросы? Он всегда на позитиве и полон сил? Или все-таки, ничто человеческое ему не чуждо? О тонкостях профессии мы сегодня говорим с Е.Т.МАЛАНЬИНОЙ, педагогом-психологом Кизнерской школы №2.

– Елена Тимофеевна, почему вы выбрали профессию психолога? Помните ли момент, когда точно решили для себя, что хотите освоить именно эту профессию?
– Еще в школе мне довелось познакомиться с этой профессией, и уже тогда мне захотелось узнать, как специалист может помочь человеку в непростых ситуациях, познакомиться с этой удивительно интересной «наукой о душе» – психологией. В самом начале своей карьеры я мечтала иметь свой кабинет с хорошим специальным оборудованием. И, как показывает практика, я – счастливый человек, ведь моя мечта осуществилась. Вот уже более 10 лет я работаю психологом в школе №2.
– А можно ли сказать, что психологические знания помогают решать вам собственные проблемы? Как друзья и близкие относятся к вашей профессии?
– Однозначно помогают. Это видно по моему отношению к себе: я лучше понимаю себя. По отношениям с родственниками и друзьями: они тянутся ко мне, что, безусловно, приятно. Когда применяешь знания психологии, жизнь становится более осознанной, а соответственно – счастливой.
Но дома я – не психолог. Не люблю, когда меня, в первую очередь, воспринимают как психолога, а не как обычного человека и члена семьи.
– Вы работаете с детьми, в чем различия психолого-педагогического подхода к детям разных возрастов?
– Да, дети у нас разных возрастов – от будущих первоклашек до совсем взрослых, имеющих своё «я» детей. Но на всех этапах взросления ребенка с ним интересно. Вообще, на разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Основными направлениями сопровождения в начальной школе являются определение готовности к обучению в школе, содействие адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитие самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.
В средней школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах и другие. В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержке при сдаче государственной итоговой аттестации.
В работе с детьми я использую практические методы, которые, в первую очередь, испытываю на себе – это медитации, дыхательные упражнения.
– Что любите в своей работе больше всего? Какие моменты, наоборот, огорчают?
– Люблю детей и общение с ними. Дети – это подарок, мы многому учимся у них, даже не подозревая того сами. Люблю рабочую атмосферу, мне здесь комфортно.
Пройдя огромный путь самообразования, видя результаты своей работы, понимаю свою нужность в жизни. И от этого люблю свою работу еще больше. Отдельно интересна для меня работа с будущими первоклассниками, они еще такие открытые, прямые, настоящие.
– Есть ли у вас хобби? Как проводите свободное время?
– Я очень люблю путешествовать – пусть даже поблизости. Встречаюсь с подругами. Обязательно гуляю каждый вечер на свежем воздухе.
– Как Вы считаете, почему многие люди, испытывающие жизненные трудности, не решаются обратиться к специалисту?
– Вы знаете, времена меняются, и если в начале моей практической деятельности в школе люди с опаской воспринимали психолога, сейчас же всё с точностью наоборот. Дети, их родители, коллеги с удовольствием приходят на встречи. И это очень приятно.
– Если бы каждому человеку дать один совет, каким был бы он от Елены Тимофеевны?
– Советов давать точно не хочется. Могу пожелать. Научиться находить в каждом дне своей жизни – счастье. И каждый день делать шаг навстречу своей мечте.

Беседовала
Анна ТИХОНОВА,
фото Е.Маланьиной.