Пожар в автомобиле. Как выбрать огнетушитель для автомобиля?

Пожары на автотранспортных средствах составляют 20% от общего количества пожаров и в течение последних 5 лет занимают устойчивое второе место по частоте возникновения, после объектов жилого сектора.

В качестве основных причин возникновения пожаров на транспортных средствах можно рассматривать:

– нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования

транспортного средства;

– утепление моторных отсеков горючими материалами, установка таких материалов в пространстве перед

радиаторами;

– установка «кустарного» газового оборудования;

– неосторожное обращение с огнём;

– неисправность топливной системы, систем смазки двигателя;

– неисправность электрической системы;

– проведение работ по ремонту автомобилей с применением источников открытого огня;

– подогрев двигателей источниками открытого огня;

– поджоги.

Профилактика возникновения пожаров на транспортных средствах должна быть направлена на исключение причин их возникновения.Так, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации установлены следующие требования, направленные на предупреждение возникновения пожаров на транспортных средствах:

В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:

1) производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

2) оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;

3) заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;

4) хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;

5) подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

6) подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения.

Однако приведённые выше требования не позволяют в полном объёме исключить все возможные (основные) причины возникновения пожаров на автотранспортных средствах. В частности, связанные с низкими климатическими температурами в осенний, зимний и весенний периоды, необходимо также обратить внимание на:

– недопустимость укладки сгораемых материалов (покрывала, мешковины и пр.) на поверхность двигателя, а также опасность установки картона, фанеры и других горючих материалов перед радиатором.

В большинстве случаев, причиной возникновения негерметичности газового оборудования становится так называемый «человеческий фактор»: самостоятельное проведение ремонта газового оборудования, самовольное внесение изменений в систему газового оборудования, отсутствие на резиновых трубках газового оборудования фиксирующих хомутов, эксплуатация газобаллонного оборудования без соответствующей профилактики, в том числе при наличии ощутимого запаха газа.

Статистика указывает на тот факт, что более половины пожаров возникает во время движения автомобилей, а также при пуске двигателя.

Частота возникновения пожаров существенно зависит от времени года: на зимний период приходится 33 % пожаров, лето и осень — 25% и 23% соответственно, на весну — 19 %. Данные цифры говорят о том, что при отрицательных температурах соединения и детали газобаллонного оборудования наиболее подвержены повреждениям, которые являются причинами утечки газового топлива. Кроме того, при отрицательных температурах пуск двигателя производится на бензине, а значит, постоянно возникает необходимость в переключении с одного вида топлива на другой. С целью предупреждения пожаров на транспортных средствах, работающих на газобаллонном оборудовании, рекомендуется перед постановкой автомобиля на стоянку выработать газ в топливной системе и перекрыть расходный вентиль на баллоне. После длительной стоянки, пуск двигателя следует проводить при открытых капоте и дверях салона автомобиля. В гараже, перед включением электроприборов и пуском двигателя, необходимо открыть ворота и проветрить помещение. В процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на утечку, а также не реже 1 раза в неделю, необходимо проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования у специалистов. Не следует устанавливать газовое оборудование на свой автомобиль самостоятельно либо в неспециализированных станциях технического обслуживания, а также вносить изменения в существующее газобаллонное оборудование. Порядок тушения пожаров на автотранспортных средствах. В случае, если в Вашем автомобиле произошёл пожар, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию). Далее рекомендуется следующий алгоритм действий: – заглушить двигатель, открыть замок капота.Открытие крышки капота необходимо осуществлять медленно и осторожно -в случае наличия пламени в подкапотном пространстве, быстрое открытие крышки может спровоцировать резкий приток воздуха и мгновенное развитие пожара. Рекомендуется также открывать крышку капота с защитой рук перчатками, во избежание получения ожога от нагретого металла. При наличии возгорания в подкапотном пространстве, необходимо воспользоваться огнетушителем, которым укомплектован автомобиль (именно поэтому необходимость наличие огнетушителя включена в перечень обязательных требований при прохождении технического осмотра).Рекомендуется приобретать огнетушитель массой огнетушащего заряда 2 и более кг, для обеспечения полной ликвидации пожара. – по возможности, перед тушением пожара рекомендуется отключить клеммы от аккумулятора. Не следует применять для тушения пожара в подкапотном пространстве воду, с целью исключения замыкания электропроводки, а также увеличения (растекания) поверхности горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. В случае, если местом загорания в автомобиле стала мягкая обшивка сидений, для локального тушения можно применять воду. При этом следует помнить, что если наполнителем сидений является материал, склонный к тлению (это можно определить по характеру возгорания, горения, тления), пламя следует сбить водой либо накрыть плотной тканью. Если после ликвидации открытого горения водой погасить тление не удаётся, его можно ликвидировать только посредством вскрытия обшивки сиденья и механического удаления очага тления (тлеющего наполнителя). Не стоит приближаться к автомобилю, если возгорание произошло в задней части автомобиля, в районе нахождения топливного бака. Избыток давления паровоздушной смеси может повлечь за собой разгерметизацию (взрыв) конструкции бака, сопровождающуюся взрывной волной и выбросом горящего бензина, что повлечёт реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся рядом людей. В случае, если возгорание автомобиля произошло в момент его нахождения в закрытом помещении (гараже), перед осуществлением тушения рекомендуется его выкатить на открытое место. Это позволит избежать более крупного материального ущерба, а также сведёт к минимуму возможность образования взрывоопасной среды в замкнутом пространстве. Помните! Только повышенная ответственность каждого владельца транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров!

Старший инспектор ГПП СПСЧ № 1 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 30 МЧС России» майор внутренней службы Л.Н. Сыров.